Познавательные процессы - это внимание, восприятие, воображение, память, мышление и речь. Если быть внимательными по отношению к ребенку в период дошкольного детства, тогда, когда и начинается развитие познавательных процессов. То в ребенок дошкольного возраста, развиваясь во всех направлениях, очень долго сохраняет познавательную активность и интеллектуальную гибкость.
Данные методы не требуют подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для игр с детьми.
Рекомендации по развитию внимания:
- Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
- Часто менять формы деятельности.
- Использовать на занятиях элементы игры.
- Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
- Почаще наблюдать и обсуждать с детьми увиденное и услышанное.
- Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы я явления.
- Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
- Учить сосредотачивать внимание на известной деятельности, концентрировать на ней свое внимание, не отвлекаясь.
- Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
- Использовать игры с правилами и игры - драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.
- «Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
- Игры-головоломки.
- Загадки
- «Найди отличия»
- Найди два одинаковых предмета.
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.
- «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
- «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.
Рекомендации по развитию воображения:
- Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
- Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
- Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
- Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой..)
- Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.
- Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.
- Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.
- Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и РАЗНЫЕ изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.
- Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.
Рекомендации по развитию восприятия:
- Учить детей различать предметы на ощупь.
- Формировать умение выделять признаки в предмете.
- Учить соотносить предметы по величине.
- Учить способам распознающего наблюдения.
- Развивать наблюдательность: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.
- Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
- Формировать умение составлять из частей целое.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Учить ориентировать в пространстве с помощью плана-схемы.
- Закреплять пространственные представления по картине: слева. справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом.
- Формировать сенсорные эталоны формы.
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.
- «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
- «Как пройти к зайке». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
- «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия». Учить находить отличия в похожих предметах.
- «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.
- Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Рекомендации по развитию мышления:
- Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей. Карандаш как градусник, вилка, заколка и т.п.)
- Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности).
- Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
- Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша).
- Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления с помощью дидактических игр.
- Побуждать делать самостоятельные выводы.
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.)
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
- Загадки.
Рекомендации по развитию памяти:
- Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
- Учить вспоминать последовательность событий.
- Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
- Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
- Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминании.
- Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.
- «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
- «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
- «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
- «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
- Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
- «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
|